Как развить речь ребенка? Что развивает речь ребенка?
Любая мама трепетна ко всему, что касается здоровья и развития своего малыша. И, нуждаясь в ориентирах «правильности», часто становится заложником статистических норм. Это касается зубов, роста, веса, двигательной активности и, конечно, речи. Ребенок, который не укладывается в таблички, вызывает у мамы повышенную тревогу и, как следствие, истязания в виде активных занятий, обследований, усиленного питания, строгого режима – все, на что хватит сил и финансового ресурса.
Как развить речь ребенка?
Нормы речевого развития для детей
Познакомимся со стандартными нормами речевого развития для детей в возрасте от года до трех:
-
В 1,5 года – произносить простую фразу связки действие-предмет (дай чашку, дай мяч). Допускаются пропуски и неполное произношение предмета или действия.
В 2 года – произносить предложение из трех или четырех слов. Очень желательно употребление разных окончаний, множественного числа, предлогов и тд. Именно это умение является критерием оценки уровня развития речи, а не количество слов в багаже ребенка.
После 2х лет – безошибочно понимать речь, выполнять просьбы. Без пропуска строить фразы с использованием всех членов предложения (прилагательные, глаголы, предлоги, наречия, местоимения). Допускается, если ребенок не выговаривает отдельные звуки, как правило, это шипящие, Р и Л.
Как мы видим «нормы» очень расходятся с действительностью. Из встречаемых мною детей на площадках только один ребенок поспевает уложиться в «Норму». Попробуем последовательно разобраться..
Что такое речь и как она формируется?
Механизм речи состоит из двух частей – понимания речи взрослого и собственной речи ребенка. Оба механизма формируются постепенно с разной успеваемостью, как правило к трем годам ребенок сносно говорит. Первые шаги к освоению речи лежат через жесты. Еще во младенчестве дети тянут ручки к желаемому предмету. Далее осознанно использует указательный жест, отрицательный (мотание головой), жест-просьба «дай» (сжимать ладонь) и тд. Многие малыши не спешат переходить из жестовой речи в устную. Не торопите ребенка, это очень важный этап. Жестовая речь является неотъемлемой частью разговорной. Продолжайте реагировать на жесты, проговаривая вслух просьбу ребенка и ваши действия, таким образом озвучивая полный диалог. Также для обучения любым навыкам ребенку необходимо проявить внимание и любознательность. Это называется произвольным вниманием, то есть внимание, сознательно переключаемое с объекта на объект. Именно оно лежит в основе любого обучения.
Что замедляет формирование речи ребенка?
Многие родители недооценивают степень влияния окружающей среды и неосознанно тормозят развитие новых навыков, в том числе и речи. Вредные привычки:
-
Телевизор и прочие производные. Бесспорный факт — экранная речь замедляет речевое развитие. Речь часто искаженная, быстрая, не обращена к ребенку, не требует от него ответа или действий. В дополнение просмотр телевизора тренирует непроизвольное внимание (вынужденное). Ребенок не в состоянии оторваться от нескончаемых ярких картинок, громких звуков. Это касается и так называемых развивающих мультиков. Помните, все экранные просмотры имеют только два направления: испортить зрение малышей и освободить родителей от общения с детьми.
Непрерывно звучащая музыка. Слова в песнях звучат протяжно или слишком быстро, ребенок не понимает их, не видит артикуляции. Детские песни не исключение. Наилучшее исполнение — от лица родителей, в таком случае выбирайте медленный темп, понятные слова. Музыка без слов допустима, но дозировано и негромко.
Развивающие приложения, компьютерные игры — крайне вредны. Кроме мощного фактора торможения речи, они также лишают ребенка творческого воображения, предлагая шаблонные ситуации с готовыми решениями. Дети должны знать о богатстве выбора поведения в той или иной ситуации. Именно родители знакомят с вариантами поведения в жизненных ситуациях, если: отнимают игрушку, упал и ударился, как поделить игрушку, как попросить пить и тд.
Речевые игрушки – ничему не научат ваших детей. Произношение оставляет желать лучшего, артикуляции нет, фраза говорится в воздух. Дети должны играть с реальными объемными и понятными героями (кукла, собака, кошка и тд). В какой-то момент игрушка в его руках скажет «мяу», или «ав ав» — это и будет вашей победой. А зачем озвучивать то, что и так говорит?!… Именно «ручные» игры положительно влияют на развитие мышления и речи. С живыми игрушками можно проигрывать то, что происходит с малышом в течение дня. Говорить, одевать, кормить, уснуть с куклой или трактором. Их можно любить! Однако помните – избыток игрушек способен вызвать у ребенка пресыщение, как следствие притупление любознательности и потеря интереса ко всему новому.
Что развивает речь ребенка — Полезные советы
Уделите должное внимание вашему общению с ребенком. Не позволяйте себе общаться «глядя в телевизор» или с высоты своего роста. Старайтесь находиться на одном уровне лицом к лицу. Найдите в себе силы отвечать на 101-е «Мама». Поставьте себя на его место. Наверняка вас раздражает, когда близкие люди не реагируют на ваши слова, делая вид, что ничего не произошло. Или разговаривают с вами, но держатся принужденно, отвечая невпопад, почти не смотрят на вас. Проведите эксперимент. Поставьте у кухонного стола взрослого, возьмите малыша за руку и подойдите максимально близко к ногам. Опуститесь, так что бы ваши глаза были на одном уровне и посмотрите глазами ребенка на взрослого. Это вы — Мама, которая готовит, и малыш, который хочет что-то сказать. Вам много видно? Интересно? Хочется поговорить в таком положении? Удобно говорить с задранной головой? Вы зовете Маму, а она даже не смотрит на вас…
Организуйте место для игр. Идеально играть по разные стороны детского столика, располагаясь друг напротив друга. Так малыш увидит артикуляцию и со временем попытается повторить. Следите за собственной речью, она должна быть понятной, не быстрой. Во время общения соблюдайте тишину, желательно с рождения. В тишине ребенок может сосредоточиться на речи взрослого, а также услышать и оценить качество собственной.
Научите малыша играть с куклой или машинкой. Разыгрывайте ежедневные дела: кормление, поход в гости, прятки, с диалогами между игрушками. Так малыш научится проводить время самостоятельно, проигрывая любимые сценки и стараясь их озвучивать.
Задавайте заведомо неверные вопросы, провоцируя реакцию опровержения. Допустим: — «У кошки есть хвост? А у мамы есть хвост? Собака говорит «мяу?». Вне зависимости от ответа проговаривайте развернутое опровержение – «Нет, собака не говорит «мяу», она говорит «ав-ав». При построении вопроса используйте слова, значение которых хорошо знакомо ребенку.
Пальцы в ротике — плохая привычка, однако это необходимое исследование органов речи. Язык, десна, зубы. Позвольте ребенку изучить их. Поощряйте стремление пить из чашки, кушать ложкой. Язык совершает разнообразные движения, что готовит его к произношению. Тренируйте выдох через рот, именно на выходе мы произносим звуки. Дуйте на свечку, на горячее, на ватку, пену. Уделяйте внимание мелкой моторике рук, найдите занятие по душе. Делайте массаж пальчиков.
Речь будет медленно развиваться, если ребенок «зажат» физически. Голова смотрит вниз, руки крепко прижаты к телу, преобладают напряженные, стесненные позы. Боязливость дотронуться до другого ребенка или взрослого. Для работы органов речи мышцы лица и тела должны быть расслабленны. Будьте в постоянном физическом доступе. Ребенок не разделяет контакт физический и речевой. Помогая преодолеть барьер физического контакта, вы приблизите речевое обращение. Для этого обнимайте ребенка чаще, старайтесь не отказывать в желании побыть на ручках или подурачиться вместе. Дайте ощущение защищенности, если малыш просит уйти от объекта, не настаивайте. Пробуйте расслабить мышцы ребенка в подвижных играх. Например, падать на спинку или на животик с невысокого трамплина или ваших рук на диване. Ни в коем случае не отталкивайте ребенка физически, даже если он сделал вам больно. Ваша задача раскрепостить, расслабить, сделать так, чтобы движения и поза малыша были доверительными, свободными,полными уверенности в вашей поддержке.
Наделите ребенка правом голоса. Спрашивайте чаще – можно я надену тебе носочки, поменяю подгузник? Какую футболку ты хочешь надеть — эту или эту? Если вы спросили у ребенка его мнение, следуйте его ответу. Это поддержит его стремление выражать более полно свои желания.
И самое главное — речь способна развиваться только в общении с настоящим, живим собеседником. Интересно, что для малыша «не испорченного» мультиками, игрушка способна его заменить.
Пусть ваш малыш еще маленький, но ему нужно многое вам сказать. Ведь это так приятно, когда тебя слушают ?
Источник: