Адаптация ребенка к условиям детского сада – советы психолога, помощь родителей, возможные проблемы
Рано или поздно многие мамочки сталкиваются с поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение или детский сад. Этот период нельзя назвать простым для родителей и детей. Ведь в это время у малыша начинается адаптация к новым и незнакомым для него условиям жизни. В переводе с латинского языка слово «адаптация» обозначает «приспосабливание», то есть задача родителей помочь малышу пережить это довольно сложный для него период жизни, чтобы он привык к новому режиму и стал более самостоятельным. Как же это сделать? Ответ на этот и другие вопросы вы найдете в нашей статье.
Что влияет на адаптацию ребенка в детском саду?
В детском саду ребенок сталкивается в первую очередь с новой обстановкой, с незнакомыми людьми, с непонятными правилами и т.п. Малышу очень трудно принять тот факт, что он будет находиться здесь один, без мамы, и ему придется слушаться совершенно постороннего человека. Существует ряд особых факторов, которые оказывают сильнейшее влияние на процесс адаптации ребенка в детском садике. К ним можно отнести:
-
возраст — чем старше малыш, тем проще и быстрее проходит адаптационный период;
состояние психического здоровья и нервной системы (в случае наличия каких-либо расстройств психоэмоционального характера, ребенку бывает труднее расстаться с мамой даже на небольшой период времени, поэтому к таким детям необходим особенный подход);
навыки и уровень развития;
коммуникабельность ребенка, насколько он общителен и охотно идет на контакт с посторонними людьми;
уровень сформированности у ребенка игровой деятельности, насколько он сосредоточен в момент игры, как быстро переключается между занятиями различного рода, степень его усидчивости;
также многое зависит от обстановки в самом детском саду, ведь чем больше она приближена к домашней, тем легче проходит период привыкания у детей.
чтобы ребенок успешно адаптировался в детском саду, нужно приучать его к новым условиям постепенно, плавно увеличивая время пребывания в группе
Разновидности адаптационного периода у детей
Адаптационный период к детскому саду был классифицирован по различным степеням тяжести, а именно:
-
легкой;
средней;
тяжелой.
Далее мы рассмотрим каждую из них более подробно.
Легкая степень
При легкой степени адаптации у малышей в возрасте от 1,5 до 3 лет привыкание к новым ежедневным условиям происходит приблизительно в течение 1-2 месяцев. Детки в возрасте от 4 до 6 лет адаптируются гораздо быстрее, а именно в течение пары недель. В этот период для поведения ребенка характерны следующие признаки:
-
незначительное снижение аппетита;
некоторые нарушения в дневном или ночном сне;
при этом ребенок продолжает быть активным;
отношения с родителями остаются прежними;
состояние здоровья в худшую сторону не меняется.
В такой ситуации можно прийти к выводу, что детки, которые легче адаптируются к детскому саду, быстрее всего возвращаются к привычной для них жизни и быстро перестраиваются на новый режим дня.
Средняя степень
Адаптация средней степени проходит с более заметными изменениями в поведении и длятся несколько дольше, чем, например, легкая степень привыкания. Для деток, которые труднее воспринимают детский сад, характерны следующие изменения:
-
происходит некоторое нарушение сна, ребенок ночью может просыпаться, плакать, проситься в кровать к родителям, то есть ему страшно оставаться одному;
снижается аппетит — малыш мало кушает или отказывается от еды вовсе;
ребенок становится менее разговорчивым, он более замкнут в себе;
может возникнуть легкая форма ОРВИ, которая проходит самостоятельно через пару дней.
Обычно данный период адаптации проходит через 20 — 45 дней. Именно через такой промежуток времени ребенок способен привыкнуть к новой для него обстановке и распорядку дня.
Тяжелая степень
Тяжелая степень адаптационного периода считается одной из самых долгих, причем ее длительность может составлять от 2 месяцев до полугода, а в некоторых случаях даже больше. К признакам тяжелой адаптации ребенка можно отнести:
-
часто повторяющиеся заболевания вирусного и инфекционного характера;
снижение физической и психоэмоциональной нагрузки;
длительный отказ от еды, причем даже от той, которую ваш малыш любил больше всего;
ребенок становится капризным, не идет на контакт с родителями;
имеет место быть так называемая невротическая рвота;
острое нарушение сна — малыш спит очень чутко или часто просыпается и плачет.
Причины тяжелой адаптации ребенка
Существует несколько основных причин, по которым у малышей очень тяжело проходит адаптационный период к детскому садику. Вот основные из них:
-
отсутствие четкого распорядка дня;
у ребенка имеются своеобразные привычки;
малыш не может самостоятельно играть, ему обязательно нужно помощь взрослого человека;
не умение общаться с посторонними людьми;
несформированность гигиенических навыков (малыш не умеет ходить на горшок, умываться и мыть руки).
Помощь родителей в период адаптации
В сложный для малыша адаптационный период родители должны оказывать поддержку. Сделать это они могут следующим образом:
-
расширяйте круг общения, ходите чаще в гости к сверстникам, к своим друзьям и знакомым, научите малыша здороваться, прощаться и благодарить посторонних людей;
научите играть самостоятельно, покажите каким образом можно придумывать различные игры на собственном примере, вовлеките его в процесс игры;
развивайте подражательность действий, например, полетай, как воробушек, попрыгай, как зайчик и т.п. (в детском саду очень часто проводят такие игры);
научите делиться, помогать, жалеть и т.д.;
не говорите таких фраз, как: «сожалею, что пришлось отдать тебя в детский сад», ведь таким образом, вы вызовите у малыша негативное отношение к этому месту, он будет чувствовать себя виноватым;
постепенно приучите к самостоятельности, а именно чистить зубы, одеваться, мыть руки и т.п.;
никогда не кутайте малыша, всегда одевайте его в соответствие с температурой в помещении детского сада;
поддерживайте правильный режим дня и в выходные, и в праздничные дни;
не делайте перерыва в соблюдении распорядка дня, чтобы ребенок не отвык от него;
не наказывайте и не реагируйте на капризы ребенка.
дети хорошо адаптируются к детскому саду, если получают правильную поддержку от педагога, родителей и психолога
Советы психолога по подготовке малыша к дошкольному учреждению
Когда ребенок начнет осваиваться в детском саду, необходимо провести длительный этап подготовки к посещению данного дошкольного заведения. От родителей требуется колоссальная помощь и поддержка в зависимости от характера и психоэмоционального состояния ребенка. Например, для какого-то малыша помогут такие подбодряющие слова, которые подчеркнут его новый социальный статус, а именно — «ты ведь теперь большой и поэтому идешь как взрослый в детский сад». Для общительного ребенка можно придумать интересный рассказ о том, как весело и здорово в детском садике играют детки и т.п. Родители должны заинтересовать ребенка. Теперь вернемся к самой подготовке. Она состоит из нескольких этапов, которые обязательны к выполнению. Каждый из них мы разберем по отдельности.
Разговоры по душам
Как можно больше разговаривайте со своим ребенком о детском садике и самое главное, чтобы это были только положительные и позитивные моменты. Можно рассказать о каких-то забавных случаях из своей жизни, когда вы были маленькими. Объясните малышу, что он всегда может положиться на воспитателя, пожаловаться ему, если кто-то обидит и т.п. Если ребенок задает вопросы о садике, то всегда находите на них ответы, ни в коем случае не игнорируйте. Ведь хуже, чем недосказанность для ребенка просто не существует. Подготовительный этап данного уровня необходимо начинать примерно за 2-3 месяца до первого похода в детский сад.
Общение
Если вы хотите, чтобы период адаптации вашего ребенка в саду прошел быстрее, то заранее нужно готовить малыша к общению со сверстниками. Как можно чаще гуляйте на детской площадке, учите малыша делиться, помогать другим и т.д.
Здоровье малыша
Не забываем, что крепкое здоровье малыша играет далеко не второстепенную роль в вопросе подготовки к детскому саду. Начните потихоньку закаливать ребенка, по возможности посещайте бассейн, делайте гимнастические упражнения, а также массаж. По вечерам рекомендуются прогулки на свежем воздухе. Перед сном обязательно проветривайте детскую комнату.
Психологическая подготовка
Для более быстрого привыкания малыша к детскому саду психологи рекомендуют организовывать прогулки на территории заведения, посмотреть, как там весело играют детки. Также можно заранее познакомить ребенка с его будущей воспитательницей, чтобы при первом посещении сада она уже не казалась чужой и незнакомой «тетей».
Распорядок дня
За несколько месяцев до посещения детского сада необходимо приучать малыша к тому режиму, который действует непосредственно в самом дошкольном учреждении. Нужно выстроить следующий распорядок дня:
-
подъем в 7-8 утра;
завтрак;
развивающие игры;
прогулка;
обед;
дневной сон;
полдник;
прогулка;
ужин.
Выполняйте данные действия каждый день, чтобы для малыша они стали обыденными и в саду он уже понимал, что к чему.
Самостоятельное одевание
Рекомендуется заранее научить ребенка одеваться самостоятельно. Начинайте с самых простых элементов одежды, а затем постепенно переходите к застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков и т.п.
Питание
Примерно за несколько месяцев до первого посещения детского сада необходимо приучать ребенка к тому питанию, которое введено в дошкольном учреждении. Научите ребенка (в случае необходимости) кушать самостоятельно, подолгу не возиться с тарелкой, убирать со стола за собой посуду и т.д.
Навыки ребенка к моменту поступления в садик
Прежде чем отдать малыша в детский сад, следует научить его следующим умениям:
-
сидеть на стульчике;
пользоваться стаканом или чашкой;
использовать столовые приборы (ложка, вилка);
одеваться;
ходить на горшок;
умываться, мыть ручки.
Как быть, если ребенок сильно плачет при уходе родителей?
Бывают такие моменты, когда малыш никак не может отпустить маму или папу из детского сада, он сильно плачет и кричит. В этих случаях рекомендуется сделать следующее:
-
утром всегда рассказывайте малышу, что интересного и необычного произойдет сегодня в саду;
сделайте так, чтобы ребенок не видел вашего волнения;
дайте с собой его любимую игрушку;
разработайте несколько вариантов прощания и вашего уходи из сада, постарайтесь договориться с ребенком;
всегда спрашивайте малыша, как прошел его день;
за хорошее поведение старайтесь поощрять;
проявляйте любовь и внимание;
наберитесь терпения.
Процесс адаптации ребенка к детскому саду довольно трудоемкий и сложный в психологическом плане. Родители должны как можно больше поддерживать малыша, разговаривать с ним, уделять ему внимание и заботу. Если спокойны мама и папа, то будет спокоен ребенок.
Источник: